Бурятия - мой край родной

Таханова Светлана Иннокентьевна, воспитатель ДОУ, разработала программу.
Педагогическим коллективом программа обновлена и доработана, вновь принята на
педагогическом совете.
Тип рабочей программы: творческий, информационный, исследовательский.
По содержанию: программа социально – педагогическая;
По числу участников: массовая;
По времени проведения: долгосрочная;
По характеру контактов: дети, педагоги, воспитывающие взрослые поселка.
Структура Программы (вариативная часть ООП ДОУ)
1. Актуальность рабочей программы.
2. Пояснительная записка.
3. Целевые ориентиры.
4. Этапы реализации Программы.
5. Принципы и подходы к формированию Программы.
6. Возрастные особенности детей.
7. Организация работы по Программе
8. Методы диагностики.
9. Формы работы с семьёй.
10. Ожидаемые результаты совместной деятельности
11. Коррекционная работа.
12. Примерное планирование.
13. Методическая литература.
1. Актуальность рабочей программы.
Содержание программы направлено на достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включение детей и их родителей в систему
социальных отношений через решение следующих задач:
 формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
 приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
 развитие игровой деятельности детей;
 знакомить с историей своей малой Родины: появления поселка, строительства БАМа,
Северомуйского тоннеля;
 приобщение участников воспитательно-образовательного процесса к культурному
наследию, духовным ценностям народов Бурятии, создание условий культурного и
личностного становления, развитие толерантности по отношению к людям разных
национальностей, вероисповедания.
2. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современном обществе, ставятся задачи формирования духовной
личности, способной поступать нравственно в тех или иных жизненных ситуациях. Это
возможно при условии обращения к идеям народной педагогики. Воспитание, созданное самим
народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах.
Познание ребенком окружающего мира начинается с малой Родины, его ближайшего
окружения, поэтому важно учитывать влияние таких факторов, как окружающая природная
среда, история, культура, язык этноса, его традиции. История развития каждого народа несет в
себе взаимодействие общечеловеческого и национального, как в духовном, материальном, так и
морально – этическом плане. На территории Бурятии, в п. Северомуйск проживают
представители различных национальных культур, в т. ч. русские, буряты, эвенки, семейские, и
другие, которые стремятся к сохранению собственной самобытности. Взаимосвязь прошлого,
настоящего и будущего, развитие педагогической мысли народа, его идеи и опыт в области

воспитания свидетельствует и народная педагогика бурят. Устное народное творчество
бурятского народа, этноэтические и этноэкологические традиции, народный этикет содержат
большой запас педагогической информации, идей и опыта народного воспитания, которые в
настоящее время можно эффективно использовать в воспитании этнической культуры
подрастающего поколения. Народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности,
не потеряла своего значения в современном обществе. В качестве средства воспитания в нашем
учреждении используются разные компоненты народной культуры и музейные экспозиции,
отводится важная роль народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной
культуре, традициям.
Рабочая программа осуществляется в совместной деятельности детей, воспитывающих
взрослых поселка: родителей и педагогов. Сотворчество взрослых и детей в рамках рабочей
программы способствует развитию детско-взрослого сообщества поселка. Это является одной
из целей работы детского сада.
3. Целевые ориентиры
Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов Бурятии,
Создание условий культурного и личностного становления, развитие толерантности по
отношению к людям разных национальностей в условиях бамовского поселка,
вероисповедания.
Общая детская цель (конкретизируется по определенной теме)
Понимать, учиться познавать, принять и полюбить малую родину; бурятскую
национальную культуру посредством
простоты, лаконичности, эмоциональности,
насыщенности, выразительности художественного образа, отраженного в устном,
народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, играх, обычаях, традициях,
праздниках, труде, природе, сооружениях… в том числе, и при взаимодействии с
воспитывающими взрослыми.
Цели программы
 Создавать условия культурного и личностного становления, развитие толерантности
по отношению к людям разных национальностей и вероисповедания в условиях
бамовского поселка;
 приобщать детей к культурному наследию, духовным ценностям народов Бурятии;
 формировать духовные качества, эстетический вкус у детей.
Задачи:
- формировать знания об окружающем мире через традиции своей национальной среды –
местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности
Бурятии;
- формировать знания об истории создания поселка, БАМа, Северомуйского тоннеля;
- находить и изучать общие обычаи, традиции, объединяющие языки и культуру;
- формировать представления о многообразии культур;
- развивать любознательность, познавательные и творческие способности детей через
создание развивающей среды, мини-музеев, этнобиблиотеки;
- воспитывать позитивное отношение к культурным различиям в духе мира, терпимости,
гуманного межнационального общения.
4. Этапы реализации программы.
1. этап – подготовительный:
сбор материала, организация работы, образование творческой группы, выроботка
стратегии, подготовка к презентации рабочей программы.
2. этап – основной:
ознакомление детей с культурой бурятского народа, героями Бурятии, с фольклором и
бытом, народными праздниками, с бурятскими национальными играми, с бурятскими
народными сказками, пословицами и поговорками, с национальной кухней; со стройкой ХХ
века - БАМ.
3. этап – заключительный:

презентация рабочей программы, анализ проделанной работы, отчет по рабочей программе,
диагностика детей, составление коррекционной работы.
5. Принципы и подходы построения Программы:
- национально-психологические особенности обучения и воспитания;
- этнокультурные особенности воспитания;
общепедагогическая
и
социально-педагогическая
обусловленность
процесса
этнопедагогического воспитания.
Подходы:
- рассматривать народную педагогическую культуру как неделимый компонент целостной
культуры мира;
- исключать декларативность и декоративность этнопедагогических суждений;
- реализовывать дидактические возможности педагогической культуры для работы с детьми
в образовательных учреждениях;
- активно использовать материальный фольклор и субкультуру детства;
- сохранять естественные формы взаимодействия с детьми и их родителями в образовательном
процессе.
Примерное планирование образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными и возрастными особенностями детей
(вариативная часть ООП)
Возраст детей

Занятия и организованные
взрослым детские
активности
В месяц

В год
Всего часов

2 - 3 года
3 - 4 года
4 - 5 лет
5 - 6 лет
6-7 лет

1 / 15
мин.
1 /20
мин.
2/25-30
мин.
4 / 30
мин.

9
9

Нерегламентированная
Деятельность

Совместная
деятельность по
выбору детей

Самостоятельная
деятельность,
свободная игра

Детские активности
Проектная и событийная деятельность,
развивающие игры и другие активности,
продиктованные интересами детей.

18
36

6. Возрастные особенности детей:
Средняя разновозрастная группа
В этом возрасте изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный
мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и
трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в
предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах
начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя
важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением
ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;
конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием
образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием
памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;

формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости,
конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я
ребенка, его детализацией.
Разновозрастная группа старшего возраста
Дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если
сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это
свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько
различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в
наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными
только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии
преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):
представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в
результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является 248 основой словесно-логического мышления. В
дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие
дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста
способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые
отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте
позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной
работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие
мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
7. Организация работы по Программе:
 организация информационного обеспечения педагогической деятельности
материалами о влиянии народных традиций на духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста, в т. ч. с использованием ИКТ технологий в условиях введения новых
санитарных правил;
 организация практического участия в событийной деятельности, активизирующих
проектную, продуктивную деятельность детей дошкольного возраста;
 организация экскурсий в музей с целью ознакомления с экспонатами народного
творчества; выставки детских рисунков, совместных досуговых мероприятий
дошкольников и родителей.
Этапы работы
1. Ежедневная работа:

 включение элементов устного народного творчества в образовательновоспитательную деятельность детей дошкольного возраста;
 организация народных подвижных игр в жизнедеятельности дошкольников в
условиях ДОУ.
2. Беседы, игры, инсценирование
 беседа-игра, включающая прибаутки, потешки, загадки, отражающие особенности
народных традиций, обычаев; пословицы, в т. ч. о труде;
 беседы, инсценирование по сказкам;
 игровые ситуации в повседневной жизни для формирования у детей понятий о
роли народных традиций;
 дидактические игры.
3. Рецептивная деятельность:
 рассматривание иллюстраций, фотографий;
 наглядность в виде информационных файлов «Народная мудрость гласит…»;
 картотека;
 заучивание пословиц, поговорок о народных традициях;
 чтение художественной литературы;
 выставка рисунков, творческих детских работ о народной традиции, чаепитие за
самоваром.
8. Методы диагностики:
I раздел. Беседа. Республика Бурятия
1. Представления о Республике Бурятия, её достопримечательностях
Вопросы:
1.1 Как называется Республика, в которой мы живем?
1.2 Назови достопримечательности Республики Бурятии (картинки, фотографии,
иллюстрации с изображением озера Байкала, дацана).
1.3 Какие легенды и сказки знаешь об озере Байкал?
2. Бурятия – многонациональная Республика
Вопросы:
Назови какие народы проживают на территории Республики Бурятии (фотографии).
3. Столица Республики Бурятии
Вопросы:
3.1 Назови столицу Республики Бурятия.
3.2 Покажи основные достопримечательности г. Улан-Удэ (фотографии).
4. Символы Республики Бурятии
Вопросы:
4.1 Назови символы Республики Бурятии (флаг, герб, гимн).
4.2 Что изображено на флаге?
4.3 Что изображено на гербе?
4.4 Знание слов текста гимна Республики Бурятии.
II раздел. «Моя малая родина п. Северомуйск».
1. п. Северомуйск и его достопримечательности
Вопросы:
1.1 Как называется наш поселок, в котором мы живем?
1.2 Назови и покажи достопримечательности нашего поселка (фотографии), расскажи о тоннеле
2. Моя семья – моя родословная
Вопросы:
2.1 Что умели делать раньше родители в бурятской семье?
2.2 Что умели делать раньше мальчики и девочки?
3. Природа родного края
Вопросы:
3.1 Какие деревья растут в нашем лесу? (картинки, фотографии).

3.2 Найти на картинках плод каждого дерева.
3.3 Как могут люди помочь природе и как вредят природе?
III раздел. «Традиции и быт бурятского народа»
1. Народные праздники
Вопросы:
1.1 Какие ты знаешь праздники бурят?
1.2 Наблюдения на мероприятиях (участие в национальных играх, танцах).
1.3 Какие пословицы ты знаешь?
2. Представление о юрте
Вопросы:
2.1 Расскажи о юрте?
2.2 Расскажи о любом предмете старины.
3. Национальная одежда
Вопросы:
3.1 Как называется головной убор у бурят?
3.2 Как называется обувь?
3.3 Как называется верхняя одежда?
9. Формы работы с семьей:
- анкетирование родителей по выявлению знаний о воспитании толерантности у старших
дошкольников;
- оформление стендов для родитеей по теме проекта;
- проведение работы с родителями на тему: «Что такое этнокультурная компетенция
дошкольника. Почему ее необходимо развивать?»;
- консультации, беседы, совместные игры, творческие мероприятия, событийная совместная
деятельность, реализация детских активностей в семье, оформление уголка для родителей.
Организация взаимодействия с семьей при помощи сети Интернет, сайта ДОУ, мобильных
приложений;
- создание с помощью родителей декораций, костюмов, дидактических пособий.
Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного
процесса.
Приобщение дошкольников к культурному наследию при взаимодействии с
воспитывающими взрослыми способствует введению и реализации основных инноваций
Программы:
 изменения в распорядок, режим дня (событийная деятельность…)
 принятие концепции образовательного результата (гармоничное сочетание
развития способностей, воспитания ценностных представлений и освоения
знаний, умений и навыков)
 новые формы освоения предметного содержания
 новый формат взаимодействия с родителями
 создание ПДР и др.
10. Ожидаемые результаты совместной событийной деятельности в условиях детсковзрослого сообщества ДОУ
Дети
 Повышение уровня знаний об истории столицы Улан-Удэ, республики Бурятия,
Северомуйского тоннеля;
 развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности детей;
 знание народных примет, умеет соотносить увиденное в природе с народными
предметами и делать соответствующие умозаключения
 знает сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях
 принимает осмысленное и активное участие в бурятских народных праздниках, умеет
играть в народные игры




Сентябрь

меся
ц

знает историю русского народного костюма, различает головные уборы
имеет представление о народных промыслах, умеет отличать древние архитектурные
сооружения.
Воспитывающие взрослые
• Сохранение и обогащение опыта взаимодействия организаций п. Северомуйск,
наработанного в рамках РЭП на базе МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» по введению ФГОС
НОО «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного
образования детей дошкольного и младшего школьного возраста».
• Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
Участники образовательных отношений
• Гармонизация внутрисемейных отношений.
• Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного
процесса.
• Развитие ответственности и инициативы в совместной образовательно - событийной
деятельности.
• Самореализация участников образовательных отношений.
• Формируется деятельностная заинтересованность родителей в реализации
программы, истории поселка, города Улан-Удэ; республики.
Педагоги
• Пополнение электронного банка педагогических идей по вопросам обучения и
воспитания дошкольников в рамках года культурного наследия народов России.
• Повышение теоретического уровня, профессионализма педагогов.
• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм
работы.
• Формирование способности педагогов к самообразованию и осознанному
саморазвитию личности, готовности учиться на протяжении всей трудовой
деятельности.
Форма представления работы по теме
• творческий отчет
• доклад, сообщения, печатная работа
• событийная деятельность
• пополнение по теме фонда игр, в том числе дидактических с использованием ИКТ
• пополнение сборника исследовательских проектов детей 5-7 лет.
Дети
Диагностика детей.
Республика Бурятия и
столица Улан-Удэ на
карте России. Беседа на
тему «О чем
рассказывают гербы?».
(Познакомить детей с
символикой России
(герб и флаг), гербом и
флагом Республики
Бурятия).

Педагоги

Самообразование,
воспитывающие
взрослые
Изучение
литературы

ДОУ и семья
Детские активности в
семье
Создание
символики детского
сада.

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Рисование на
тему «Бурятия
– наш край
родной»

Беседа о
достопримечательностя
х столицы Бурятии
(просмотреть буклеты,
«Фотопрогулки по
Улан-Удэ»).
Рассказ о названиях
улиц Улан-Удэ, в честь
кого и почему так
названы.
Беседа о реках и озере
Байкал, какие они и как
используются.
Чтение легенды
«Красавица Ангара».
Чтение стихов о
Бурятии.
Игра – путешествие
«Древнее жилище –
бурятская юрта».
Рассматривание
иллюстраций
национальной одежды
бурят.
Рисование «домашние
животные».
Беседа о Гэсэре –
бурятском богатыре.
Рассказ о памятнике
Гэсэру (рассмотреть
иллюстрации).
Итоговое мероприятие
– спортивный праздник
«Сурхарбан».
Итоговая диагностика

Конструирован
ие на тему
«Улица
города».

Май-Июнь

Апрель

Март

Ян
ва
рь

Коренные жители
нашего края.
(Рассказать о бурятах,
показать
иллюстрации).

11. Коррекционная работа

Историческое
прошлое столицы
Бурятии.
(Рассмотреть
книгу, изучить
материал).

Звучание стихов и
загадок по выбору детей

Оформление папки
передвижки, лэпбуков,
консультации и
индивидуальные
беседы.

Выставка детских работ
на тему «Озеро Байкал».

Праздник
Сагаалган.

Досуговые мероприятия
для детей и родителей
Проведение выставки
«Предметы и быт
прошлого Бурятии».

Оформление папки
передвижки.

Создание
картотеки игр:
«Бурятские
национальные
игры».

Творческий отчет
о работе за
учебный год.

Активное участие в
планировании и
реализации

Словесные игры: «Кто где

экскурсия
Д/и «Что такое хорошо, что такое

Экскурсия

«Достопримечательности

нашего поселка».
Д/и «Что лишнее?»

Знания о бурятской семье,

моя семья - родословная

Знания о природе родного

«Бурятская юрта»

Рассматривание иллюстраций

и кукол в национальной

ремесле

Представление о

национальных костюмах

одежде

Экскурсия
нитка,
узелок»
в мини – музей

Представление
танцах,
песнях. о юрте,

национальный костюм»

Д/и «Одень куклу в

Д/и «Расставь по местам»

вверх»

«Почему носок на гутулах загнут

узнавали?»

Д/и «Как люди раньше время

поговорки

овцы», «Табун», «Иголка,

праздниках, фольклоре,

использованием хадака

Бурятские народные пословицы и

Народные игры: «Волк и

природе.
Знание
о национальных

С/р игра «Встречаем гостей» с

плохо»

Музей «Северомуйский тоннель?» -

мальчики в бурятской семье?»

края, о роли человека в

Д/и «Чьи плоды?»

С/р игра «Железная дорога».

дети?»

«Семья»

его достопримечательности

«Что умели раньше девочки, и

Бурятии»
С/р
игра «Чем раньше играли

С/р «Дочки – матери»,

Знания о п. Северомуйск

Бурятии

флаг и герб Республики

Слова текста гимна Республики

можем доехать до Улан-Удэ»

Игра – путешествие: «На чем мы

территории Республики Бурятии?

степная…?»
Какие
народы проживают на

слов: «Таёжная, озерная,

Почему гимн Бурятии начинается со

Оптимальный

(флаг, гимн, герб).

Игровые упражнения «Выбери

Д/и «Города»

Республика
Умение
назвать столицу

Д/и «Чей флаг?»

«Назови по имени»

многонациональная

«Что означают наши имена?»

достопримечательности.
Знания
о символике РБ

Словесное упражнение

Бурятия –
достопримечательностях

которой мы живем?»

живет?»

Ангаре»

Республике Бурятии, ее

«Как называется республика, в

Допустимый

РБ, ее

Чтение: «Легенда о Байкале и

Представление о

Критический

Тема: «Бурятия – мой край родной».
12. Примерное планирование

Сентябрь

пассажира транспортного средства

движения в качестве пешехода и

правилах безопасности дорожного

Б – Передачу детям знаний о

можем доехать до Улан-Удэ».

Игра-путешествие «На чем мы

представлений.

первичных ценностных

картины мира, в том числе

Ч – Формирование целостной

родителям, соседям, другим людям.

национальностей, сверстникам, их

представителям других

толерантного отношения к

Бурятии, к своей нации,

уважения к своей республике

Цель: Воспитание любви и

«Бурятия – мой край родной»

организации различных видов

осуществляемая в процессе

Образовательная деятельность,

искусству, в том числе развитие

Ч – Приобщение к словесному

Ангаре».

Чтение – «Легенда о Байкале и

продуктивной деятельности.

исследовательской и

П – Развитие познавательно-

живет?» «Города, реки»

Словесные игры: «Кто где

Д/и «Чей флаг», «Города».

II половина дня:

деятельности детей.

Х – Развитие продуктивной

гербарий, художественного труда.

Прогулка: Труд – сбор листьев для

кругозора детей.

картины мира, расширение

П – Формирование целостной

Утро: Беседа «Я живу в Бурятии».

режимных моментах.

осуществляемая в ходе

Образовательная деятельность,

кругозора детей.

мира, расширение

целостной картины

П – Формирование

Бурятии.

герба и флага

Рассматривание

деятельности.

и продуктивной

исследовательской

познавательной

П – Развитие

картой Бурятии.

Знакомство с

искусству.

музыкальному

М – Приобщение к

гимна Бурятии.

Прослушивание

детей

деятельность

Самостоятельная

В том числе первичных

целостной картины мира.

Ч – Формирование

наборы открыток.

Удэ; иллюстрации,

книги о Бурятии, г. Улан-

Создание библиотеки:

литературной речи.

Ч – Развитие

детьми.

общения со взрослыми и

К – Развитие свободного

(из личного опыта)

достопримечательностях

рассказ об их

Северобайкальск –

Байкал, г.

в Улан-Удэ, на озеро

Поездка во время отпуска

семьями детей

Взаимодействие с

детской деятельности.

Х – Развитие продуктивной

художественного восприятия.

ценностных

деятельности детей.

представлений.

Тема: «Растения сибирского леса»
Октябрь

организации различных видов

осуществляемая в процессе

Образовательная деятельность,
моментах.

осуществляемая в ходе режимных

Образовательная деятельность,

деятельность детей

Самостоятельная

Т.Попатевко, танца «На лесной

Разучивание песни «Листопад» муз.

деятельности.

исследовательской и продуктивной

П – Развитие познавательной

Воспитывать любовь к природе.

растений.

некоторых необычных свойствах

о растениях сибирского леса, о

Уточнить и расширить знания детей

как об экосистеме.

Формировать представление о лесе,

Программное содержание:

«Растения сибирского леса».

исследовательской и продуктивной

П – Развитие познавательной

«Собери дерево» - пазлы

Д/и «Определи возраст дерева»

шишкам, плодам».

Игра6 «Найди дерево по семенам,

II половина дня:

поведения.

окружающего мира природы

безопасного для человека и

Б – Приобщение к правилам

Прогулка: Экскурсия в лес.

Т – Развитие трудовой деятельности.

участке.

Утро: Труд в природном уголке, на

Х – развитие

«Природа родного края»

Рисование на тему

музыкальному искусству

Н – Приобщение к

года» П. И. Чайковского

Слушание «Времена

детей.

расширение кругозора

целостной картины мира,

П – Формирование

родного края

фотографий о природе

художественных

иллюстраций,

Рассматривание

детской деятельности.

опушке выросли грибы.

деятельности.

продуктивной

М – Развитие музыкально –
художественной деятельности.

деятельности детей

семьями детей

Взаимодействие с

роли в обществе, и жизни каждого

представлений о труде взрослых, его

Т – Формирование первичных

Музей «Северомуйский тоннель».

воспитанниками нормами речи

К – практическое овладение

П – Сенсорное развитие

(коллективное)

Конструирование «Улица поселка»

детей.

картины мира, расширение кругозора

П – Формирование целостной

жителей.

значимости и ценности для его

достопримечательностях поселка, их

представления о

понятие об адресе; расширять

поселке как месте жительства,

Цель: Закрепить знания о родном

детской деятельности.
«Моя малая Родина – п. Северомуйск»

организации различных видов

осуществляемая в процессе

Образовательная деятельность,

деятельности.

Т – Развитие трудовой

территории.

уборке снега на их

Труд. Помощь малышам в

II половина дня

продуктивной деятельности.

исследовательской и

П – Развитие познавательно-

«Вездеход»

нашего поселка – «Стела»,

Достопримечательности

Прогулка: Экскурсия –

средства

пассажира транспортного

качестве пешехода и

дорожного движения в

правилах безопасности

Б – передачу детям знаний о

дорога»

режимных моментах.
Утро: С/р игра «Железная

осуществляемая в ходе

деятельность,

Образовательная

творчества

детского

Х – Развитие

поселок»

Рисование «Наш

искусству.

музыкальному

М – Приобщение к

вальс»

«Северомуйский

Слушание песни

деятельности

и продуктивной

исследовательской

познавательно-

П – Развитие

родного поселка.

местонахождения

карты Бурятии и

Рассматривание

детей

деятельность

Самостоятельная

литературной речи

Ч – Развитие

деревьях

загадок о лесе, о

Разучивание стихов и

творчества

Х – Развитие детского

«Мой край родной»

Подготовка выставки

человека.

Тема: Моя малая Родина – Северомуйск».
Ноябрь

Взаимодействие с семьями
детей

Прогулки родителей с детьми
по родному Северомуйску
(рассказ родителей)
К – Развитие свободного
общения со взрослыми и
детьми.
П – Формирование целостной
картины мира, расширение
кругозора детей.
Изготовление и вывешивание
кормушек для птиц.
Т – Воспитание ценностного
отношения к собственному
труду, труду других людей и
его результаты.
Продолжение сбора материала
для альбома «Наш
Северомуйск»
П – Развитие познавательноисследовательской и
продуктивной деятельности.

Тема: «В каких домах жили раньше в Бурятии?»
Декабрь

Ч – Формирование целостной

загадок о труде.

Утро: Чтение пословиц и

П – Развитие

быта бурятского народа.

иллюстраций и предметов

Рассматривание книг,

П – Развитие

«Бурятская юрта»

предметов быта для музея

пополнению национальных

Привлечь родителей к

Взаимодействие с

прошлое жилищ» в Бурятии.

картины мир, в том числе

познавательной,

познавательной,

Самостоятельная

Цель: Познакомить детей с

первичных ценностных

исследовательской и

исследовательской и

Образовательная

народной культурой прошлого,
представлений.

продуктивной деятельности.

продуктивной

Образовательная деятельность,

со старинными предметами

Прогулка: П/и «Волк и ягнята»,

Т – Воспитание ценностного

деятельности.

семьями детей

быта и их предназначением.

«Ловкий праздник»

отношения к труду других

Отчет родителей,

деятельность детей

П – Развитие познавательной,

Ф – Формирование у

людей и его результатам.

посетивших в отпуске

деятельность,

исследовательской и

воспитанников потребности в

Слушание бурятской песни

этнографический музей в г.

осуществляемая в процессе

продуктивной деятельности

двигательной активности и

«Мой край родной»

Улан-Удэ

осуществляемая в ходе

2. Экскурсия в мини-музей

физическом

М - Приобщение к

К – Развитие свободного

организации различных видов

«Бурятская юрта».

совершенствовании.

музыкальному искусству.

общения со взрослыми и

режимных моментах.

П – Формирование целостной

II половина дня:

Д/игра «Расставь по

детьми.

детской деятельности.

картины мира, расширение

Лепка: «Старинное жилище»

местам», «Как раньше люди

1. Игра – беседа:

кругозора детей.

Х – Развитие продуктивной

П – Формирование

«Путешествие в

Х – Приобщение к

время узнавали?», «Каждому

целостной картины мира,

деятельности детей.

предмету свое место»

расширение кругозора

изобразительному искусству.

П – Сенсорное развитие.

детей

Тема: Праздник «Белого месяца»
Январь - Февраль

первичных ценностных
представлений.

«Две сумы»
Ч – Формирование целостной
картины мира, в том числе

«Песня табунщика», танец «Ёхор»
М – Развитие музыкальнохудожественной деятельности.
Чтение бурятской народной сказки

исследовательской и продуктивной
деятельности.
Разучивание бурятской песни

каждом из них проявляется
самобытность народной культуры и
традиций.
П – Развитие познавательной,

детей что, праздники бывают не
только общенародные, семейные,
бытовые, но и религиозные. И в

Сагаалган – Новый год у бурят,
буддийский праздник.
Цель: Формировать представление

Образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе
организации различных видов
детской деятельности.

результатам.

Т – Воспитание ценностного
отношения к собственному труду,
труду других людей и его

физическом совершенствовании.
II половина дня:
Труд: «Знакомство с процессом
приготовления поз»

Ф – Формирование у
воспитанников потребности в
двигательной активности и

К – Практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
Прогулка: П/и «Табун» «Загони
овец в кошару»

приветствия «зоголго».
Этикет – правила поведения в
гостях и во время еды.

Утро: Игра «Встречаем гостей» (с
использованием хадака)
Разучивание новогоднего

Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментах.

Х – Развитие
продуктивной
деятельности детей.

«Пять священных
животных – конь, коза,
корова, овца, верблюд»

исследовательской и
продуктивной
деятельности.
Лепка по выбору:

быта в мини-музее.
П – Развитие
познавательной

Рассматривание
фигурок домашних
животных и предметов

Самостоятельная
деятельность детей

труду взрослых людей и
его результатам

кухни.
Т – Воспитание
ценностного отношения к

вкуса.
Праздничный обед с
приготовлением блюд
бурятской национальной

том числе развитие
художественного
восприятия и эстетического

Разучивание стихов к
празднику.
Ч – Приобщение к
словесному искусству, в

ценностного отношения к
труду других людей и его
результатам.

Подготовка костюмов к
празднику.
Т – Воспитание

Взаимодействие с
семьями детей

Тема: «Моя семья – моя крепость»
Март

Образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе
организации различных видов
детской деятельности.
«Моя семья – моя крепость»
Чтение «Отец и мать в бурятской
семье»
Цель: Развивать у детей
способность воспринимать и
уважать этническое разнообразие и
культурную самобытность разных
народов.
Ч – Формирование целостной
картины мира, в том числе
первичных ценностных
представлений.
Экскурсия в мини-музей «Что
умели раньше мальчики и
девочки?»
Ч - Формирование целостной
картины мира, расширение
кругозора детей.
Разучивание песен: о доме, о маме
М – Развитие музыкальнохудожественной деятельности.

П/и «Бабки - лодыжки»

играли раньше дети?»

Прогулка: с/р игра «Чем

продуктивной деятельности.

исследовательской и

П – Развитие познавательной,

по имени»

Игра-упражнение: «Обратись

наши имена?»

режимных моментах.
Утро: Беседа «Что означают

формах и видах

речи детей в различных

компонентов устной

К – Развитие всех

матери «, «Семья»

с/р игра «Дочки –

сада.

сотрудникам детского

мамам, папам,

праздничных открыток

Рисование

Самостоятельная
деятельность детей

устной речи детей в различных

К – Развитие всех компонентов

и дедушки»

жизни моих родителей, бабушки

Составление рассказов «История

продуктивной деятельности.

исследовательской и

П – Развитие познавательно,

общения со взрослыми и детьми.

К – Развитие свободного

создание родословного древа.

«Моя семья, моя родословная» -

Взаимодействие с семьями
детей

Образовательная

Ф – Развитие физических

детской деятельности.

Т – Развитие трудовой

Хозяйственно – бытовой труд.

пыль.

заправить постель, протереть

деятельность в детском саду:

Посильная трудовая

II половина дня:

общения со взрослыми и детьми.

К – Развитие свободного

творчества

Х – Развитие десткого

дружнаясемья».

Фотоконкурс «Мама, папа, я –

деятельности.

формах и видах детской

осуществляемая в ходе

деятельность,

качеств.

деятельности.

Тема: «Бурятский национальный костюм»
Апрель

кругозора детей.

картины мира, расширение

П – Формирование целостной

костюмом

национальным бурятским

Цель: Познакомить детей с

«Оюна в гостях у детей»

национальной культуры народа.

что народный костюм – отражение

национальной одежды бурят, о том,

Цель: Дать детям знание о

«Бурятский национальный костюм»

Образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе
организации различных видов
детской деятельности.

Х – Развитие продуктивной

(халат) бурятским орнаментом».

Аппликация на тему «Укрась дэгэл

II половина дня:

Ф – Развитие физических качеств.

узелок».

Прогулка: П/и «Иголка, нитка и

представлений.

первичных ценностных

картины мира, в том числе

Ч – Формирование целостной

о труде.

Утро: Чтение пословиц и поговорок

Образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе
режимных моментах.

познавательной

П – Развитие

3. Гутулы – обувь

2. Малгай – шапка

Д/и «Одень куклу»

искусству.

изобразительному

Х – Приобщение к

национальная одежда»

тему: «Бурятская

иллюстраций, буклетов на

Рассматривание

поделок.

Конкурс рисунков и

творчества

Х – Развитие детского

Подготовить выставку

детьми.

общения со взрослыми и

К – Развитие свободного

одежде.

кукол в национальной

созданию мини-музея:

Включение родителей к

предметов национальной

П – Развитие познавательной,

продуктивной

исследовательской и

деятельности детей.

продуктивной

КХ – Развитие

одежды

исследовательской и продуктивной

деятельности

платье

1. Дэгэл – халат,

деятельность детей

Самостоятельная

Художественный труд «Почему

деятельности детей.

Взаимодействие с
семьями детей

носок на гутулах загнут вверх?»

деятельности.

Тема: «Летний праздник – Сурхарбан»
Май - Июнь

М – Развитие музыкальнохудожественной деятельности.

2. Борьба
3. Скачки на лошадях
Разучивание песни «Тоб, тоб,
тоборооб», «Танец орла».

Главными моментами праздника
были состязания по трем видам:
1. Стрельба из лука

играм.
Сурхарбан – праздник трех игр
мужчин. Проводится один раз в
году в начале лета.

навыков; Воспитывать с чувство
уважения к бурятским
национальным праздникам и

прививать детям потребность в
физической культуре и спорте;
Способствовать закреплению
полученных на занятиях умений и

Летний праздник «Сурхарбан»
Программное содержание:

Образовательная деятельность,
осуществляемая в процессе
организации различных видов
детской деятельности.

эстетического вкуса.

сказки «Меткая стрела»
Ч – Приобщение к словесному
искусству, в том числе развитие
художественного восприятия и

физическом совершенствовании.
II половина дня:
Чтение бурятской народной

«Ловкий наездник»
Ф – Формирование у
воспитанников потребности в
двигательной активности и

дорожного движения в качестве
пешехода.
Прогулка: П/и «Перетяни канат»,

К – Развитие свободного
общения со взрослыми и детьми.
Б – Передачу детям знаний о
правилах безопасности

Утро: Экскурсия в спортивный
комплекс

Образовательная
деятельность, осуществляемая
в ходе режимных моментах.

целостной картины мира,
расширение кругозора
детей.

Рассматривание
иллюстраций, книг о
празднике
П - Формирование

меткий»
Х – Развитие детского
творчества.

М – Приобщение к
музыкальному искусству.
Рисунки на тему «Самый
сильный, быстрый,

Слушание песни
«Сурхарбан»

Самостоятельная
деятельность детей

деятельности детей.

отношения к собственному
труду, труду других людей и
его результатам.
Х – Развитие продуктивной

изображениями трех видов
игр, эмблемы команд.
Т – Воспитание ценностного

его результатам.
Оформление спортивной
площадки: гирлянды из
флажков, плакаты с

Т - Воспитание ценностного
отношения к собственному
труду, труду других людей и

Ч – Развитие литературной
речи.
Изготовление шапочек –
масок лошадок.

Разучивание стихов о
празднике

Взаимодействие с семьями
детей

13. Учебно-методический пособия:
1. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, издание 6-ое, Москва
мозаика – синтез, 2020.
2. Алагуева В. П. Ключик – Улан – Удэ: Издательство ОАО «Республиканская
типография», 2008.
3. Алагуева В. П. Серебряная книга о бурятах. – Улан – Удэ: Издательство ОАО
«Республиканская типография», 2008.
4. Алагуева В. П. Золотая книга о бурятах. – Улан – Удэ: Издательство ОАО
«Республиканская типография», 2008.
5. Алагуева В. П. Алмазная книга о бурятах. – Улан – Удэ: Издательство ОАО
«Республиканская типография», 2008.
6. Галшиев Э. Х. Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое
по двум законам (на бурятском и русском языках)». – Улан – Удэ, 1993.
7. Лопсонова З. Б. Приемственность в воспитании этической культуры у
дошкольников и младших школьников (На традициях народной педагогики
бурят). – Улан – Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2000.
8. Лопсонова З. Б., Невежина А. О., Егорова С. С. Проектно – исследовательская
деятельность дошкольников: метод. Пособие для воспитателей и педагогов
дошкольных образовательных учреждений. – Улан – Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2011.
9. Мангутова У. Е. И вновь приходит праздник Белого месяца (Сборник
сценариев) – Улан – Удэ: Издательство «Бэлиг», 2007.
10. Фотоальбом «Интересные места Бурятии». Типография Домино г. Улан – Удэ.
11. Интернет-ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».