Рабочая программа Истоки !

Аннотация к РП «Приобщение дошкольников к истокам русской народной
культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханевой
Рабочая программа «Приобщение дошкольников к истокам русской народной
культуры» составленная по материалам образовательной программы ОЛ. Князевой, М.Д.
Маханевой (вариативная часть ООП ДОУ), определяет новые ориентиры в нравственно патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному
творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской
народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей;
историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы,
песни, игры.
Программа «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
способствует познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому,
социально - коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит
духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей
способствует развитию его духовности - интегрированного свойства личности, которое
проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических
позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Приобщение дошкольников к истокам русской народной
культуры», составленная по материалам образовательной программы ОЛ. Князевой, М.Д.
Маханевой, рассчитана на работу с детьми раннего, младшего и старшего дошкольного
возраста - с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка - это продуманное
соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём
регламентированной образовательной деятельности в год составляет 36 часов для старших
дошкольников. В процессе образовательной деятельнояти сочетается групповая и
индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и
психофизиологическими особенностями и интересом, инициативой детей.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:
 расширить представление о жанрах устного народного творчества;
 показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и
красочность народного языка:
 воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
 содействие атмосфере национального быта;
 широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
 учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и
театрализованные игры;
 знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
Младший возраст.
Задачи программы:
 вовлекать детей в художественно-творческую деятельность;
 осваивать историко – культурное наследие России через памятные даты народного
календаря;
 приобщать к эстетической культуре;
 формировать духовные качества, эстетический вкус у детей;
 развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы
прекрасного в жизнь;
 разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций
росписи;
2

 обогащать словарный запас детей
 воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность,
правдивость, трудолюбие, верность и т.д
 использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы,
поговорки, загадки, хороводы)
 знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играм.
Старший возраст
Задачи программы:
1.Обучающие:
 познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с
предметами русского быта и их назначением;
 пробудить интерес к русской народной культуре;
 дать представления о разнообразных древних ремеслах;
 познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
 познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.);
 формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной
деятельности.
2.Развивающие:
 развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
 развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно прикладному искусству;
 способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания,
воображения, фантазии, творческой инициативы;
 развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
 развивать двигательную активность, укрепление здоровья, формирование ЗОЖ.
3.Воспитательные:
 прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь,
сохранение духовной культуры;
 формировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
 воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
 содействовать сближению поколений.
Общая детская цель (конкретизируется по определенной теме)
Понимать, учиться познавать, принять и полюбить малую родину; русскую
национальную культуру посредством
простоты, лаконичности, эмоциональности,
насыщенности, выразительности художественного образа, отраженного в устном,
песенном народном творчестве, декоративно -прикладном искусстве, играх, обычаях,
традициях, праздниках, труде, природе, сооружениях… в том числе, и при
взаимодействии с воспитывающими взрослыми.
Приобщение дошкольников к культурному наследию при взаимодействии с
воспитывающими взрослыми способствует введению и реализации основных инноваций
Программы:
 изменения в распорядок, режим дня (событийная деятельность…)
 принятие концепции образовательного результата (гармоничное сочетание развития
способностей, воспитания ценностных представлений и освоения ЗУН)
 новые формы освоения предметного содержания
 новый формат взаимодействия с родителями
 создание ПДР и др.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в
приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от
пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития
личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
3

Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное представление об
особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся
шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её
значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это
игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. В
программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода,
декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной
последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе
даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к
сложному. Программа рассчитана на детей с 2 до 7 лет, опирается на культурные традиции и
инновационную направленность.
1.2. Ожидаемые результаты освоения Программы
Дети
 Повышение уровня знаний об истории русского народа;
 развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности детей;
 использование в активной речи русских народных потешек, прибауток, пословиц и
поговорок, загадок, считалок, образных выражений;
 знание народных примет, умеет соотносить увиденное в природе с народными
предметами и делать соответствующие умозаключения;
 знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях;
 принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках, умеет
играть в подвижные и хороводные народные игры;
 знает историю русского народного костюма, различает головные уборы;
 имеет представление о народных промыслах, умеет отличать древние архитектурные
сооружения.
Воспитывающие взрослые
• Сохранение и обогащение опыта взаимодействия организаций п. Северомуйск,
наработанного в рамках РЭП на базе МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» по введению ФГОС
НОО «Социально-открытое образовательное пространство как условие непрерывного
образования детей дошкольного и младшего школьного возраста».
• Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО.
Участники образовательных отношений
• Гармонизация внутрисемейных отношений.
• Родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного
процесса.
• Развитие ответственности и инициативы в совместной образовательное - событийной
деятельности.
• Самореализация участников образовательных отношений.
• Формируется деятельностная заинтересованность родителей в реализации
программы.
Педагоги
• Пополнение электронного банка педагогических идей по вопросам обучения и
воспитания дошкольников в рамках года культурного наследия народов России.
• Повышение теоретического уровня, профессионализма педагогов.
• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм
работы.
• Формирование способности педагогов к самообразованию и осознанному
саморазвитию личности, готовности учиться на протяжении всей трудовой
деятельности.
Форма представления работы по теме
• творческий отчет
• доклад, сообщения, печатная работа
4

•
•
•

событийная деятельность
пополнение по теме фонда игр, в том числе дидактических с использованием ИКТ
пополнение сборника исследовательских проектов детей 5-7 лет.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Содержание психолого - педагогической работы

1. Формирование представления о народной культуре;
развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств,
причастности детей к наследию прошлого.
2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
3.Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Познавательное развитие 1. Расширять представление о жанрах устного народного
творчества.
2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. Формировать
целостной картины мира. Приобщение детей к
народной культуре (народные праздники и традиции).
4. Содействовать созданию атмосферы национального быта.
Понимать историческую преемственность с современными
аналогами (лучина - керосиновая лампа- электрическая лампа и т.д.)
5. Знакомить детей с зависимостью использования предметов от
образа жизни людей, от места их проживания
1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.
Художественно2. Приобщать детей ко всем видам национального искусства:
эстетическое развитие
сказки, музыка, пляски.
3. Учить знать и различать народное искусство, промыслы.
Понимать познавательное значение фольклорного произведения,
а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция,
цветовое решение), связи народного творчества в его различных
проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости
и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.
Речевое развитие
1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц,
поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию
любознательности.
2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о русском народном быте, традициях,
праздниках, искусстве.
Художественно- эстетическое развитие
3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки.
Физическое развитие
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей.
2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских
народных подвижных играх.
3 Развитие двигательной активности, самостоятельности и
творчества; интереса и любви к русским народным играм.

5

2.2. Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Физическое развитие

Младший дошкольный
возраст
1. Игровые беседы с
элементами движений
2. Игра-ситуация
3. Интегративная
деятельность
4. Ситуативный разговор
5. Проблемная ситуация

1. Игровое упражнение
2. Индивидуальная игра
3. Совместная с
воспитателем игра
4.Совместная со
сверстниками игра (парная,
в малой группе)

Художественноэстетическое развитие

1. Рассматривание
эстетически
привлекательных предметов
2. Игра
3. Организация выставок.
Изготовление украшений
4. Слушание
соответствующей возрасту
народной, деткой музыки
5. Экспериментирование со
звуками и материалами
(песком, глиной)
6. Музыкальнодидактическая игра
7. Разучивание
музыкальных игр и танцев
8. Совместное пение

6

Старший дошкольный
возраст
1. Игра
2. Беседа
3. Рассказ
4. Рассматривание
5. Интегративная
деятельность
6. Физкультурные досуги
7. Спортивные состязания
8. Совместная деятельность
взрослого и детей
тематического характера
9. Проектная деятельность
10. Проблемная ситуация
1. Индивидуальная игра
2. Совместная с
воспитателем игра
3. Совместная со
сверстниками игра
4. Чтение
5. Беседа
13. Моделирование
14. Игры с правилами
1. Изготовление украшений
для группового помещения
к праздникам, предметов
для игры, сувениров,
предметов для
познавательноисследовательской
деятельности
2. Создание макетов,
коллекций и их оформление
3. Рассматривание
эстетически
привлекательных предметов
4. Игра
5. Организация выставок
6. Слушание
соответствующей возрасту
народной, детской музыки
7. Музыкальнодидактическая игра
8. Интегративная
деятельность
9. Совместное и
индивидуальное
музыкальное исполнение
10. Музыкальное

Социальнокоммуникативное

Речевое развитие

1. Чтение
2. Беседа
3. Наблюдение
4. Рассматривание
5. Праздник
6. Поручение

1 .Рассматривание
2.Игровая ситуация
3.Дидактическая игра
4.Ситуация общения
5.Беседа
б.Интегративная
деятельность
7.Хороводные игры с
пением
8.Игра- драматизация
9. Чтение
10. Обсуждение
11 .Рассказ
12.Игра

1. Рассматривание
2. Наблюдение
3. Играэкспериментирование
4. Исследовательская
деятельность
5. Развивающая игра
Познавательное развитие 6. Ситуативный разговор
7. Рассказ
8. Интегративная
деятельность
9. Беседа
10. Проблемная ситуация

7

1. Наблюдение
2. Педагогическая ситуация
3. Экскурсия
4. Ситуация морального
выбора
5. Проектная деятельность
6. Интегративная
деятельность
7. Праздник
8. Рассматривание
9. Просмотр и анализ
мультфильмов,
видеофильмов
10. Экспериментирование
11. Поручение и задание
12. Совместная
деятельность взрослого и
детей тематического
характера
1. Чтение
2. Беседа
3. Рассматривание
4. Решение проблемных
ситуаций
5. Игра
6. Проектная деятельность
7. Создание коллекций
8. Интегративная
деятельность
9. Обсуждение
10. Рассказ
11. Инсценирование
12. Ситуативный разговор с
детьми
13. Сочинение загадок
14. Проблемная ситуация
15. Использование
различных видов театра
1. Создание коллекций
2. Проектная деятельность
3. Исследовательская
деятельность
4. Экспериментирование
5. Развивающая игра
6. Наблюдение
7. Проблемная ситуация
8. Рассказ
9. Беседа
10. Интегративная
деятельность
11. Экскурсия
12. Коллекционирование

Примерное планирование образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными и возрастными особенностями детей
(вариативная часть ООП)
Возраст детей
Занятия и
Нерегламентированная
организованные
Деятельность
взрослым детские
активности
В месяц
В год
Совместная
Самостоятельная
деятельность по
деятельность,
Всего часов
выбору детей
свободная игра
2 - 3 года
3 - 4 года
1 / 15 мин.
9
Детские активности
4 - 5 лет
1,5/20 мин.
27
Проектная и событийная
5 - 7 лет
2/25-30
36
деятельность, развивающие игры и
мин.
другие активности, продиктованные
интересами детей.

8

3. Организационный раздел
3.1. Примерное перспективно-тематическое планирование
образовательный деятельности
Разновозрастная группа детей раннего возраста
Самостоятельная
Детские активности с
Месяц Индивидуальная,
подгрупповая игровая деятельность по выбору родителями
детей
деятельность
Сентябрь

«Милости просим,
гости
дорогие»
Первое
посещение
детьми «избы».
Знакомство с её
Хозяйкой.
«Чудесный сундучок».
Знакомство с
сундучком, в котором
живут загадки.
Загадывание загадок об
овощах.

«Ходит сон близ окон».
Знакомство с колыбелькой
(люлькой, зыбкой) и
колыбельными песнями.

1. Сбор урожая на

1. «Репка». Кукольный
театр. 2.Знакомство детей
с рукомойником.
Повторение потешки
«Водичка-водичка, умой
моё личико».
3. Развлечение «Осень в
гости к нам пришла».

Ноябрь

«Как у нашего кота».
Знакомство детей с
обитателем «избы» котом Васькой.
Заучивание потешки
«Как у нашего кота».

1 .Повторение потешки
«Как у нашего кота».
2. Дидактическое
упражнение «Похвали
котика».
3. Игра с котёнком в
катушку на ниточке

1 .Участие в конкурсе
поделок из природного
материала
«Удивительное рядом».
2.Наглядноинформационный
материал «Русский
фольклор и его значение
в развитии ребёнка»
Изготовление атрибутов
театрализованной
деятельности по сказке
«Репка».

Декабрь

«Сундучок Деда
«Уж ты, зимушка-зима».
Мороза». Загадывание Игровая ситуация «Оденем
загадок о зиме, о
куклу на прогулку».
зимней одежде.

1. Участие в конкурсе
поделок «Мастерская
Деда Мороза».
2.Консультация «Одежда
по сезону»

«Стоит изба из
кирпича, то холодна, то
горяча». Знакомство с
печкой, чугунком,
ухватом, кочергой

1 .Помощь в
изготовлении
чугунков.
2.Наглядноинформационный
материал

Октябрь

1 .Развлечение «Пришла
коляда-отворяй ворота».
Знакомство детей с
Рождеством.

9

огородах.
2. Изготовление поделок
из овощей.
3. Изготовление нарядов
для игровой зоны
«Ряжение».

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2.«Фока воду кипятит и
«Русский фольклор о
как зеркало блестит».
зиме».
Знакомство детей с
самоваром. Дидактическая
игра «Напоим куклу
чаем».
1. Показ на фланелеграфе 1. Фотовыставка «Мы
«Гость на гость сказки Л.Н. Толстого «Три
хозяйке радость».
играем». 2.
медведя».
Знакомство детей с
Физкультурный досуг по
медведем Мишуткой. 1 .Сюжетно-ролевая игра русским народным играм
«Напоим куклу чаем».
Лепка посуды
« Папа и я - спортивная
семья»
Хозяйкины
1 .Показ на фланелеграфе 1. Участие в подготовки
развлечения
помощники.
сказки «Масленица
Знакомство детей с
дорогая - наша гостьюшка «Масленица».
2. Чаепитие за
предметами обихода- годовая». Знакомство
коромыслом, вёдрами, детей с Масленицей. 2.Нет самоваром с мамами по
русским народным
корытом, стиральной милее дружка, чем
традициям.
доской.
родимая матушка».
Этическая беседа «Моя
любимая мама».
«Петушок - золотой
1. «Приди, весна, с
1. «Весенняя неделя
гребешок». Знакомство радостью». Разучивание
добра». Изготовление
детей с новым
заклички «Весна, весна
скворечников; весенние
персонажем красная».
поделки.
Петушком.
2. Театрализованная
2. Наглядная
Разучивание потешки деятельность по сказке
информация «Русский
о петушке.
«Заюшкина избушка».
фольклор весной»
«Трень - брень,
1. Кукольный театр по
Помощь в посадке
гусельки». Знакомство сказке «Кот, лиса и
цветочных клумб;
с русским народным
петух».
оформлении детских
инструментом 2. «Здравствуй,
участков.
гуслями.
солнышкоколоколнышко!».
Разучивание потешки про
солнышко.
3. Прощание с «избой».
Дидактическая игра
«Чудесный сундучок».
Прощание детей с
Хозяйкой до осени
весной».

10

Разновозрастная группа детей среднего
дошкольного возраста
Месяц
Образователь Самостоятельная
деятельность по
ная
деятельность выбору детей
1. «Во саду ли, в
1. «Чудесный
огороде».
мешочек».
Разучивание
Повторение песенки
потешки «Наш
- потешки «Наш
Сентябрь
козёл».
козёл».
Дидактическая игра Дидактическая игра
«Что растёт в саду и «Чудесный
огороде».
мешочек».
Загадывание загадок 2. Лепка овощей из
об овощах и о
солёного теста.
фруктах.
Раскрашивание
2. Коровушка и
овощей после
бычок. Знакомство
высыхания.
детей с домашними
3. «Приглашаем в
животными.
гости к нам». ИграРазучивание
упражнение
потешки про корову «Вежливое
и бычка.
обращение к
гостям». Повторение
потешек о козле,
коровушке, бычке.
1. «Бычок - чёрный
1. «Чудесный
бочок». Повторение сундучок».
потешки про бычка. Дидактическая игра
Октябрь
Знакомство со
«Кто спрятался?»
сказкой «Бычок (отгадывание
чёрный бочок, белые загадок о домашних
копытца».
животных).
2. Знакомство со
Повторение попевок
сказкой «Гуси и потешек о
лебеди».
домашних
Разучивание
животных.
потешки «А тари,
2. Сюжетно тари, тари».
ролевая игра
«Магазин овощей».
3. Подвижная игра
«Гуси - лебеди».
1. «Сошью Маше
1 .Развлечение
сарафан».
«Осенины».
Знакомство с
2. Чтение сказки
женской русской
«Золотое веретено»
народной одеждой.
3. П/и «Жмурки».
Ноябрь
2. «Золотое
веретено».
Знакомство с
1Г:

11

Детские активности
с родителями
1. Сбор урожая на
огородах.
2. Поделки из
овощей.

1. Участие в
конкурсе детских
поделок из
природного
материала
«Удивительное
рядом».
2. Консультация
«Устное народное
творчество, как
выразительное
средство в речевом
развитии детей».

1. Участие в
развлечении
«Осенины».
2. Наглядная
информация
«Народный
фольклор осени».

кабрь

варь

враль

предметами обихода
- прялкой и
веретеном.
1 .»Зимовье зверей».
Знакомство со
сказкой «Зимовье
зверей». Повторение
песенки «Как на
тоненький ледок».
2. «Одень зверей».
Аппликация по
готовым формам.
Самостоятельный
пересказ сказки
«Зимовье зверей».

1.»Сундучок Деда
Мороза». Беседа
«Подарки Деда
Мороза».
Разучивание
заклички «Мороз,
мороз, не морозь
мой нос».

1. «Волшебные
спицы». Знакомство
со спицами и
вязанием на них.
Беседа о шерстяных
изделиях и о том
откуда берётся
шерсть (козья,
овечья).
2. «Масленица
дорогая - наша
гостьюшка годовая».
Знакомство с

2. «Волшебная
1. «Здравствуй,
1. Помощь в палочка». Узнавание
зимушка- зима».
подготовке к знакомых сказок по
Загадки о зиме.
Новому году. отрывкам из них,
Разучивание русской 2.Заучивание иллюстрациям,
предметам.
народной песенки
колядок и стихов
к
«Как на тоненький
празднику.
ледок».
3. Участие в
2. «Сею, сею,
конкурсе детских
посеваю, с Новым
поделок
годом поздравляю!». «Мастерская Деда
Знакомство с
Мороза».
праздником Нового
года. Разучивание
колядки
«Щедровочка».
3. «Лисичка сестричка».
Пальчиковый театр
по сказке «Лисичка
- сестричка и серый
волк».
1. Развлечение
1. Участие в
«Рождественские
подготовке
святки».
развлечения
2. Вечер зимних
«Рождественские
загадок.
святки».
3. п/и «Снежная
2. Изготовление
крепость».
атрибутов к
4. «Петушок развлечению.
золотой гребешок».
3. Участие в вечере
Упражнение в
зимних загадок.
вежливом
4. Наглядная
обращении к гостью. информация
Дидактическая игра «Русский фольклор
«Похвали Петушка». зимы».
Кукольный театр
«Петушок и бобовое
зёрнышко».
1. «Лиса и козёл».
1. Вязание одежды
Дидактическая игра для кукол из
«Похвали лису».
шерстяных ниток.
Повторение потешек 2. Физкультурный
о домашних
досуг «Папа и я животных. Игра спортивная семья».
драматизация «Лиса 3. «Бабушкин
и козёл».
сундук». Помощь в
2. «Сарафан для
пополнении русской
лисички». Ручной
«избы» старинными
труд. Аппликация из вещами.
шерстяных цветных
ниток.
12

Самостоятельное
творческое развити
сюжета сказки
«Колобок».
3. Прощание с
«избой». Знакомст
детей с новой
сказкой (по выбор
Хозяйки).
Прощальное
чаепитие.

Разновозрастная группа детей старшего
сказки «Крылатый,
1.
по«Хороший
сказке «У страха
город
1.
2. Развлечение
Фотовыставка
Масленицей.
«Весёлые ложки».
дошкольного
возраста мохнатый3.да
Городец».
Рассказ о «Рождественские
глаза велики».
«Приобщение дете
Разучивание песенки Знакомство
с
Совместная
Взаимодействие
с
Городце
святки».
масленый». Беседа о городе
3. «Знаешь
ли тыи
к истокам
русской
«Блины».
предметами
обихода
самостоятель
Месяц
НОД взаимовыручке
городецкой
росписи. 2.
«Гуляй, да
и
сказки?». родителями
народной
ная
- деревянными
Пение
частушек.
присматривайся».
поддержке.
Литературная
культуры».
деятельность
ложками.
«Снегурочка»
(в
Беседа
о
2.
Гончарные
викторина
по
1. «Гуляй, да
1. Сбор урожая3.на«Бабушкин
Загадывание1.загадок
мастеровые.
сказкам.
сундук».
грамзаписи).
характерных
Дидактическая
о животных.
Дидактическая
игра
4.
С/р
игра
«Магазин
особенностях
Пополнение
русско
январ
игра
«С какого
огородах;
ягод
в
1.присматривайся».
«При солнышке
- как
1. Развлечение
1. Участие
в 3.
Просмотр
«Что
кондитерских
«избы»
старинным
Рассказ
о первом
дерева
детки?»дорогая лесу.
тепло,
при
матушке
«Масленица
подготовки имультфильма
по
называется?».
вещами.
осеннем месяце,
его
(плоды, изделий».
2. Сбор природного
сказки
«Морозко».
- добро». БеседаРассказ
о
наша гостьюшка
проведении
о- гончарном
листья). 5. П/и «Горшок»
маме с включением
годовая».
развлечения 4. «Лиса промысле.
приметах.
2.
материала для обманщица».
пословиц и
2. «Лисичка
со
«Масленица» и
Знакомство
со
Дидактическая
Январь
поговорок.
скалочкой».
праздника «8 сказкой «Лиса
и
Разучивание песенки
игра «Вершки
поделок.
Викторина по
Составление кувшин».Знакомство с
Марта».
сказкам.
да
рассказа «Какая моя
предметом обихода
2. «За самоваром».
Сентябрь
- попевки
корешки».
3. Участие в Разыгрывание сюж
1.«Здравствуй,
1.«С новым
годом сопо сказки
1. Разучивание
Март
мама».
Пение
скалкой.
Чаепитие
«Лисичкас «Восенушка 3. Вечер
выставке
«Самая
детьми
песенок о маме.зимушка Настольный
театр
русским
народным
сестричка и серый
загадок.
всем родом!».
стихов и
2.осень».
«Весна, весна,- зима!». 4.
«Лисичка
со
традициям.
волк».
П/и «Гуси интересная поделка
Беседа о скалочкой». Беседа о традициях
к
5.колядок
Дидактическая
и
поди
сюда!».
Рассказ
3.
Участие
в
2. «Вершки да
лебеди».
из овощей».
«Составь
узо
празднования
праздникам.
окорешки».
старинных характерных
3. Игровая
«Пришласитуация
весна!».
выставке детских
5.
Составление
особенностях
Нового года.
Пение «Весна,
2. Нагляднаяузоров
обычаях
встречи
Повторение
рисунков
Знакомство со
«На обед винегрет».
готовых
форм
декабря
с
колядок.
информация
весны.
заклички о весне.
весна, поди сюда!».
сказкойЗагадывание
«Мужик и
городецкой
росписи
«Русский фольклор
загадок
о весне.использованием
Коллективная 2. «Новогодняя
медведь».
1.
«Гуляй,
да
1.
Сказка
для
Кузи.
пословиц,аппликация из игрушка». Ручной
зимой».
Заучивание заклички
присматривайся».
Самостоятельное
поговорок.
труд. 1. Консультация
3. Участие в
о1.весне.
цветных
лоскутков
«Хлеб - всему
1.
Знакомство
Беседа
о
рассказывание
Разучивание
3.
«Проказы
старухи
конкурсе поделок
«Пришла весна».
с характерных
детьми
сказок.Деда
заклички
«Мастерская
1.голова».
«ШуткуБеседа
шутить
1.«Ты
«Небылица
-зимы». Вечер
1. Наглядная
предметами
обихода
«Устное
народное
особенностях
Словесная
Декабрь
загадок отворчество,
зиме.
Мороза». игра
людей
насмешить».
небывальщина».
информация
«Откуда
хлеб Мороз, Мороз,
- деревянным февраля.
как
Чтение
«Аюшки».
4. Помощь в
Знакомство
Знакомствотяпкой.
с Повторение
«Русский фольклор
пришёл?». с Мороз». корытцем,
выразительное
сказки
«Два
2.
Письмо Нафане.
2.
«Пришла
коляда
заклички
«Ты
организации
потешным
небылицами.
весной».в речевом
Знакомство со
2.
Повторение Мороза».средство
Составление
ворота».
Новогоднего детьм
фольклором
Разучивание
и Мороз, Мороз,
2. Выращивание
старинными- отворяй попевки
«Восенушка
развитии
детей».
2.
«Ой
ты,
письма
Нафане о-самостоятельное
Мороз». 2.семян
праздника.
Октябрь
орудиями трудаРассказ
осень».
Участие
в другу
Апрель
дразнилками,
цветов.
Масленица!».
домовёнка
рождественских
4. Игра конкурсе детских
цепом и серпом.
3.
Игра скороговорками.
придумывание
Февраль
Рассказ
о
Кузи. Повторение
и
драматизация
по из
драматизация
поделок
2.Пословицы
Русская и праздниках
небылиц.
обрядовых песен,
Масленице.
Пение
колядовании.
по сказке «Лиса и рак». посвященных
свистулька. Рассказ
2. «Чудесный
обрядовых
песен.
Разучивание
5.П/и «Два
Мороза».
сказке
«Заяц -хваста»
природного
опоговорки
глиняной о хлебе.
сундучок».
Масленице. 3.
колядки.
2. «ОктябрьЛепка
пахнет
Разучивание
потешки материала
Праздник «Ой ты,
свистульке.
Раскрашивание
«Зайчишка
капустой».
Беседа
о
«Удивительное
Масленица». 4
свистулек.
свистулек.
трусишка» 4. Лепка
рядом»
.Физкультурный до
Дидактическая игра
«Папа и я характерных для
«Угадай по звуку».
спортивные друзья
октября явлениях
кондитерских
Слушание народных
5. П/и «Горелки»
природы, народных
изделий
мелодий.из солёного
обычаях и
теста.
3. «Крошечка праздниках
5. П/и
Хаврошечка».
«Жмурки».
Просмотр
(Покров).
мультфильма по
«Хаврошечка». 1. Участие в
1. «Друг за дружку
1.сказке
Развлечение
1.держаться
Времена года.
1.
Русская
1. Участие в
- ничего
«Капустник».
подготовке
Рассказ
о
временах
балалайка.
организации
Ноябрь
не бояться».
2. Беседа о страхе.
развлечения
года
с
Знакомство с театр
чаепития.
Рассказывание
Пальчиковый
«Капустник».
Май
использованием
балалайкой.
2. Помощь в посадке
соответствующих
Пословицы и
цветочных клумб .
13
загадок. Повторение
поговорки
о
закличек, песенок о
балалайке.
временах года.
2. Игра с Колобком.

14

1. «Нет милее дружка,
чем родимая
матушка». Беседа о
маме. Изготовление
поделки в подарок
маме.
2. «Гуляй, да
присматривайся».
Беседа о
характерных
признаках весны.
Разучивание заклички о
весне «Жаворонки,
прилетите».

1. Изготовление
поделок в подарок
маме.
2. Рисование «Весна
- красна»
Повторение
заклички о весне
«Жаворонки,
прилетели».
Март
3. Праздник «8
Марта».
4. «Мудрёному и счастье к
лицу». Прослушивание сказки
«Семилетка». Загадывание
загадок.
5. С/р игра «Моя семья».
1. «Шутку шутить 1. «Небылица в
лицах,
Апрель людей насмешить».
Знакомство с
небывальщина».
потешным
Развлечение с
фольклором.
русскими
Составление детьми
народными
потешного рассказа.
небылицами.
Загадывание загадок
2. «Весна, весна,
о весенних явлениях.
поди сюда!». Пение
2. «Апрель ленивого
закличек о весне.
не любит,
Словесное
проворного
упражнение «Какие
голубит». Рассказ о
краски и для чего
весенних полевых
нужны весне».
работах.
3. «Чудо - писанки».
Самостоятельный посев Рисование на
объёмной форме(скорлупе
детьми семян.
яйца). Знакомство с
искусством миниатюры на яйце
(славянскими писанками).
4. Красная горка. Знакомство с
традициями народных гуляний
на Пасхальной неделе.
Словесные игры. Пение
частушек.
5. Литературная викторина по
русским народным сказкам.
Май
1. «Победа в воздухе
1. Игра не вьётся, а руками
драматизация «Каша из
достаётся». Рассказ о
топора».
войнах - защитниках
2. «Весна красна цветами».
Отечества. Чтение
Повторение закличек, песенок,
сказки «Каша из
пословиц о весне. Отгадывание
топора».
загадок.
Май
3. Кукольный театр по сказке
2. «А за ним такая гладь - Н.Павловой «Под кустом».
4. Коллективная аппликация из
ни морщинки не
видать».Знакомство детей лоскутков «Русская изба».
с различными способами 5. Прощание с «избой».
Словесные народные игры.
глажения белья.
Рассказывание докучных сказок.
Загадывание загадок о
Пение частушек.
предметах обихода.
Физкультурный
досуг на
15
основе русских народных игр.

1. Испечь печенье
«Жаворонки»,
бублики.
2. «За самоваром».
Чаепитие по
русским народным
традициям.
3. Участие в
выставке детских
рисунков «Весна красна».

1. Участие в
развлечениях
«Небылица в лицах,
небывальщина»,
Красная горка.
2. Выращивание
семян цветов.
3. Наглядная
информация
«Русский фольклор
весной».

1. Участие в

физкультурном
досуге.
2. Помощь в посадке
цветочных клумб.
3. Фотовыставка
«Приобщение детей к
истокам русской
народной культуры»

3.3. Методическое обеспечение программы
№
1

Автор
Князева О.Л.,
Маханева М.Д.

Название
Количество
1
Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. Образовательная
программа.
Знакомство детей с русским народным
1
творчеством. Методическое пособие.

2

Куприна Л.С,
Бударина Т. А.

3

Электронные образовательные ресурсы

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».